- спрятать концы в воду
- кто
Уничтожать улики.Подразумевается ловкий, хитрый, непорядочный человек. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) старается скрыть следы своего неблаговидного поступка или преступления, уйти от ответственности и наказания за содеянное. ✦ Х прячет концы в воду. Именная часть неизм. В роли сказ. Порядок слов-компонентов нефиксир.
За ней помимо торговли зельем и шарлатанства ещё кое-какие делишки подозревались, но уж очень ловко она концы в воду прятала. В. Аксёнов, Коллеги.Как раз в такое дело Сашка и пойдёт! Парень умеет прятать концы в воду. Н. Вирта, Вечерний звон.
Этот человек никогда не умел по-настоящему прятать концы в воду. Просто его родственники не отличаются аналитическим умом, вот и всё. М. Фрай, Болтливый мертвец.
Ревизия давно уже прошла, и майор имел время исправить перерасходы, уничтожить опасные документы и спрятать все концы в воду. С. Скиталец, Кандалы.
Для того чтобы не выносить сор из избы и спрятать концы в воду, попросту отказались от него, будто его в природе не существовало! В. Кунин, Русские на Мариенплац.
Значит, убежали, решили спрятать концы в воду! Ну не дураки ли! Разве невиновный станет скрываться! Д. Донцова, Контрольный поцелуй.
Натворили мерзостей, пакостники, и торжествуют, небось, воображают, что концы в воду спрятали. А. Чехов, Шило в мешке.
культурологический комментарий: фразеол. связан с морским и речным делом: при отчаливании судна концы причальных канатов падают в воду [ср. конец (морск.) - "верёвка, канат, служащий для причала судов"]. Образ отходящего от причала и исчезающего из видимого пространства судна символически связывается с прекращением какого-л. дела, процесса и под. Существует также мнение, что фразеол. прятать/спрятать концы в воду представляет собой соединение оборота хоронить (прятать) концы, связанного с плетением лаптей, когда конец лыка в строке лаптя нужно было хорошо заделывать, "хоронить", и оборота концы в воду. (Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. СПб., 2001. С. 293, 294.) Образное основание фразеол. имеет более глубокие корни. Образ фразеол. восходит к древнейшей форме осознания мира и связан с мифологическим представлением о воде как об одной из первых стихий мироздания: в мифах о сотворении мира вода ассоциируется с первобытным хаосом, с первоначалом. Образ фразеол. через компонент вода соотносится с природно-ландшафтным кодом культуры, т. е. с совокупностью имён природных объектов и элементов ландшафта, которые выступают в роли знаков "языка" культуры. С древнейших времён вода обладает неоднозначной символикой. В данном случае в образе фразеол. вода осмысляется как неподвластная человеку и опасная стихия, водные глуби/ны символически связываются с бездной, с неизведанным, с пространством, способным поглотить и скрыть в себе всё, что в него попадает (ср. КАК В ВОДУ КАНУЛ, см. комментарий). Кроме того, вода выступает как символ движения и быстроты: полноводное, бурное, нескончаемое течение способно стремительно унести, скрыть из виду попавший в воду (в реку) предмет. В основе образа лежит пространственная метафора (что выражается формой вин. п. с предлогом "в"), которая основана на данной символьной функции воды и в которой компонент концы (от конец "завершающая, финальная фаза какого-л. действия, события"; ср. Конец - всему делу венец; на худой конец, в конце концов) осмысляется как "остаток; след" (ср. также не найти концов) какого-л. совершённого неблаговидного поступка, который желают скрыть. В данной метафоре сокрытие следов (концов) предосудительного или преступного дела ассоциируется с погружением в водное всепоглощающее пространство какого-л. предмета, который бесследно "растворяется" в нём. Образ фразеол. соотносится также с духовным кодом культуры, т. е. с совокупностью нравственных установок и представлений, в котором подобное предосудительное поведение, а также желание уйти от ответственности, любыми способами избежать наказания оцениваются негативно. фразеол. в целом отображает стереотипное представление о совершении какого-л. преступного действия, нравственно нечистоплотного поступка, следы которых пытаются уничтожить. автор: И. В. ЗахаренкоИ самое главное: никому - ни убийце постороннему, ни, так сказать, "своему" - не придёт в голову, что под рукой окажется какой-то трус и спрячет концы в воду. И. Булгакова, Только никому не говори.
Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс. Е.Н. Телия. 2006.